ИСТОРИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

(ПИШУТ ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ШКОЛЫ)

Юбилейный проект «Музей школы искусств»

Юбилейный проект «Музей школы искусств» проходиЛ на отделении журналистики в течение 2016 года.

Юные корреспонденты, обсуждая предстоящие события, выдвинули идею создания Музея к 25-летнему юбилею Петрозаводской детской школы искусств имени М.А. Балакирева, предложили различные варианты ее воплощения, знакомились с музеями Петрозаводска, Москвы и Северной Европы и выбирали оригинальные решения, в том числе интерактивные формы.

 

 

Идею поддержала Администрация школы искусств во главе с директором Марковой В.А., Федоровой Н.Н., Бренц М.О. и Хариным А.М.

Осенью на пресс-клубы «Время и мы» (преподаватель Рыбалова Е.Б.) пришло 14 педагогов.

В рамках интервью и дискуссий об истории школы, о наиболее запоминающихся моментах работы, победах учащихся, ярких выпускниках были выявлены интересные и важные экспонаты из личных архивов для будущего музея. По итогам этих встреч юные репортеры написали сопроводительные тексты в разных жанрах «История музейного экспоната»: от простых заметов и зарисовок до монологов от имени предметов, эссе и пафлетов о спасении домры и русской культры. В дальнейшем предполагаются создание экскурсий и видеофильмов.

Перед вами истории экспонатов «Музей школы искусств», которые вы можете увидеть в виртуальном каталоге музейных предметов.

Елена Борисовна Рыбалова,

преподаватель отделения журналистики

Петрозаводской детской школы искусств им. М.А. Балакирева

 

Школьное достояние

 

Что представляете вы, когда слышите слово «музей»? Возможно, у многих вырисовывается картина с величественным зданием в стиле барокко, каким предстает перед нами Петербургский Эрмитаж? Но что же приходит на ум, если подумать о музее, который находится не в старинном царском имении, а в городской школе искусств?

 

Мне кажется, что в случае школы искусств, где ключевым словом все же является «искусство», дела обстоят проще. В нашем городском учебном заведении дополнительного образования 13 отделений: начиная живописью и заканчивая театром. Конечно, каждое отделение может подарить музею свои работы. Художники – лучшие картины, театралы – костюмы, музыканты – старинные ноты, о которых мы наслышаны благодаря библиотекарю Тамаре Романовне Анисимовой. Более того, в этом году Петрозаводская ДШИ им. М.А. Балакирева отмечает 25-летний юбилей, а это указывает на то, что у школы должна быть богатая, насыщенная интересными событиями история, что поможет выставить в школьном музее особенные достижения и награды учеников за различные годы обучения.

 

Безусловно, у любого музыкального инструмента есть своя история. Особенно если инструмент народный. К сожалению, большинство людей знает множество информации о таких музыкальных «гигантах», как гитара, пианино, барабаны, но не имеют ни малейшего представления об инструментах народных, которые иногда способны представлять гораздо большую ценность, являясь настоящей редкостью, не говоря уже о том, что музыканты, играющие на них, еще более редки.

 

Разумеется, создание музея – огромная работа, независимо от того, какой он тематики или где он находится. Но, все же, я считаю, что у такой интересной школы все должно обязательно получиться.

 

Калинина Мария, 1курс

 

Домра-первооткрыватель

 

Я – домра. Вот уже почти четыреста лет я дарю людям радость. Правда, не всегда мои слушатели отвечали мне тем же. В 18 веке я помогала скоморохам развлекать людей, но царю не очень нравилось, что мы усмехаемся над ним и над церковью, поэтому всех моих предков собрали в огромные возы и сожгли на берегу реки Москвы. Жуткое время было! Скоморох сослали на окраины России, и на двести лет утихли звуки домры. Спустя некоторое время в 1896 году домру реконструировали и удостоили чести быть введённой в Великорусский оркестр.

 

С тех пор ребята по всей стране учатся играть на моих сёстрах-домрочках. Создано множество ансамблей, например, ансамбль Петрозаводской ДШИ им. М.А.Балакирева '3+2'. В течение нескольких лет пятеро талантливых домристов выступали на различных фестивалях и концертах в разных городах России- это и Псков, и Петербург, и Петрозаводск. Новенькие ребята, которые недавно взяли меня в руки, немного волнуются перед выступлениями. Однако их талантливые педагоги находят нужные слова: «Если ты хочешь и можешь донести до слушателя музыку, которую играешь, тогда из тебя получится настоящий исполнитель!». Такой мыслью руководствуется преподаватель по классу домры Смирнова Ирина Валентиновна. Она рассказывает и показывает меня своим ученикам. Но сейчас я уже выступаю в качестве музы для юных художников. Они изображают меня на своих холстах и бумаге, где у меня, юной домры, появляется возможность быть запечатленной навека.

 

Нина Скороходова, 1 курс

 

Домра и гитара

 

«Пока жив один, не может спокойно жить другой»?

- Ты же понимаешь, что здесь не смогут ужиться двое. Либо ты, либо я. И чем раньше этот вопрос решится, тем лучше. Давай смотреть фактам в глаза – посмотри на меня, а теперь на себя. Видишь?

- Что я должна увидеть? Мы похожи.

- Похожи? Ничего подобного! У меня и струн побольше, и звучание посолиднее. Ты – лишь моя демо-версия. Увы, время бесплатной игры истекло.

 

Кто б чего другого ожидал? Обстоятельства, события, люди меняются быстро, как картинки в калейдоскопе, слова же не меняются никогда. Уже почти год с того времени, как объявилась в этой школе, она твердит мне одно и то же, методично выводя из себя. С какой радости я должна покидать стены родной школы? Со дня своего рождения я работаю здесь. Сколько рук учеников я уже сменила… Надя Дондарева, Дима Белкин… Ну, да ладно, не стоит сейчас об этом. Как говорится, что было, то прошло. Сейчас у меня всего одна проблема – гитара. С мощным звучанием, лакированным корпусом, шести струнами и заоблачными амбициями. У меня тоже есть и струны, и корпус… Только вот у меня струны всего 3, а корпус даже близко не лакированный. Но мне уже поздно менять стиль. Мои предки повидали на своём веку многое: гонения со стороны церкви и царя, массовое уничтожение, забытье, возрождение… Как-то не до стиля им было. Гитаре даже в страшном сне подобное не снилось. Я, конечно, «родилась» уже в мирное время, но это не повод забывать о моей истории», - думала домра молча.

 

- Никто так усердно не работает на благо нашей школы, как я. Без отпусков и больничных, выходных и каникул. И это мне нет места в этом заведении? Это я то демо-версия? Ой, не хотела я до этого доводить, но вынуждена тебе напомнить: «Люк, я твой отец». Если бы не было меня – не появилась бы на свет ты. Почитай историю, лишним не будет.

 

- Резонно.

 

Скептично изрекает она, явно давая понять, что разговор окончен и, к несчастью для неё, не в её пользу. Она обожает спорить со мной, но не ради правды, а из чистого упрямства. Постоянно мне что-то доказывает, пытается отвоевать своё место под солнцем, вышвырнув меня из школы. Ну, так уж вышло, мне абсолютно нечего терять. У меня козырь в рукаве, и не один. Во-первых, у меня богатая и интересная история. Во-вторых, мелодичное звучание, которое ценится здешними учениками и учителями. В-третьих, я не пылюсь на полке, я участвую в детском ансамбле домристов и перманентно выступаю на конкурсах. В-четвёртых, мне даже предложили поучаствовать в выставке школьного музея, а это само по себе престижно. Только вот у меня ведь гастроли, фестивали, конкурсы, выступления… Не могу же я бросить ребят на произвол судьбы. Так что от последнего, вероятнее всего, придётся отказаться, но это ничего. Как сказала Татьяна Викторовна Верещагина, инструмент должен играть, а не пылиться на полке. А я и не собираюсь пылиться. У меня жизнь в самом разгаре, и никакая гитара не сможет этому помешать.

 

Ульяна Савоськина, 1 курс

 

Какой у жизни звук? (монолог кантеле)

 

Что я? Или кто? Не знаю точно. Да и откуда мне многое знать, если я только слышу? Не уверен даже, можно ли постигать этот мир, кроме как через звук. Вопросов всегда так много и негде брать ответы. Можно ли вообще получать ответы из вне себя? Но моя жизнь не пуста, не погружена во мрак, не обособлена от окружения. Я чувствую порой, как мою внутренность что-то тревожит, побуждает петь по очереди мои 12 струн. Звуки гуляют под моей деревянной "кожей" и выходят из отверстий в ней. Мелодия эта так прекрасна, так хороша! Она то медленно переливается, то быстро капает, то взрывается красками! Красками... Не знаю, что это, но когда моё тело играет - начинаю, как мне кажется, понимать цвета. Эти оттенки я ощущал и совсем недавно. Вот только они исходили не от меня, как обычно, а от чего-то еще. Невероятно! Это что-то звучит не как я, но, думаю, мы похожи. Жаль, я не могу этого узнать наверняка.

 

Потом оно стихло, и начал играть я. Так, как никогда не играл. Будто кого-то пытаюсь впечатлить, перед кем-то выступить. Когда закончил, как по расписанию, начало снова играть нечто другое, но уже совсем не то, что до меня. И только новый звук стихает, как тишину заполняет ещё один, снова оригинальный. Это не случайно, точно говорю. Музыка остальных мне нравится не меньше моей. Она такая необычная, к ней я не привык. Увы, все закончилось. Музыка стихла, вокруг все зашуршало, затопало. Как мне теперь не хватает этих мелодий! Нет, конечно, я сам временами играю, но другую музыку уже не слышу. Где она? Когда я её услышу вновь?

 

Николай Раевский, 3 курс

 

Часть истории Карелии – кантеле (монолог кантеле)

 

Я старый карельский инструмент, обо мне писались легенды, обо мне было сказано в карельских рунах. Многие знают меня и по сей день, им нравится моя музыка, но все заняты повседневной суетой, и у них нет времени послушать моё прекрасное звучание- звучание кантеле. Когда меня берут в руки, я с удовольствием издаю звуки своими 12-ю струнами, а ещё я люблю свою Родину. Моя малая Родина - это Карелия, край лесов, озер и красивейших мест на планете. Мне нравится, когда к ней хорошо относятся, и люблю, когда историю о Карелии не искажают и не портят, а себя я тоже считаю частичкой Карелии. Я как инструмент, описанный в карельских рунах, тоже в каком-то смысле история Карелии. Ко мне относятся бережно и аккуратно, так как мое изготовление очень долгая и кропотливая работа. Изготовление таких музыкальных инструментов, как я, очень сложное. Нас сначала долго выращивают, ну, то есть дерево само растёт, после этого его рубят и долго сушат. За основу берут сосну. Дерево проходит очень долгую обработку: сначала в лесу ищут самое красивое, самое ровное дерево, потом его вырубают, и сушат, затем его разделывают на несколько определенных частей и опять сушат. Вся эта работа очень хрупка, дорога и интересна.

 

В карельских рунах есть еще один вариант: там было описано так, как будто кантеле сделал Вяйнемейнен из костей щуки. В общем, я люблю, когда ко мне хорошо относятся. Как говорится, относитесь ко всему так, как хотите, чтоб относились к вам. Это я, кантеле, вам говорю.

 

Булиев Руслан, 3 курс

 

То, что исходит изнутри (монолог кантеле)

 

Здорово, что я могу видеть всех вас со сцены. Я чувствую каждое прикосновение пальцев музыканта на своём деревянном корпусе, каждая из моих двенадцати струн старается изо всех сил радовать самого искушенного зрителя и слушателя. Мои звуки волшебны. Ведь в каждой ноте, плавном переходе заложен свой сокровенный смысл, звучание, которое нельзя сравнить ни с чем. Смело заявляю: таких, как я, больше нет!

 

Кантеле - древний загадочный и таинственный инструмент. Только очень трудолюбивый и старательный музыкант может вступить со мной в лад. А уж если и подружится со мной, то больше и расстаться не сможет. И в этом зале Петрозаводской детской школы искусств имени М.А. Балакирева собрались наши карельские творцы. Это те люди, кто несут в народ и изучают нашу культуру. Наверное, благодаря им я нахожусь здесь на закрытии фестиваля "Истоки" в руках талантливой исполнительницы, моей напарницы Марии. А предстоит нам исполнить аранжировку Максима Гаврилина... Зал уже замер в ожидании, а внутри у меня уже все дребезжит от волнения. Мария подносит свои нежные пальцы к струнам. Мгновение, и мы вдвоем выкладываемся полностью. Проходит еще несколько минут, и аплодисменты начинают сыпаться и звучать бодро и радостно. Кажется, мы справились, и я не настолько старо для такого хорошего выступления! Мне и моей музыкальной душе очень приятно, что юные жители изучают наш край, историю, культуру, музыку. Кто, если не вы и мы, расскажем нашим детям о прошлом, настоящем и будущем?

 

Данилова Александра, 3 курс

 

Кантеле

 

Волнение, я чувствую волнение! Сегодня я выступаю на сцене Петрозаводской детской школы искусств им. Балакирева на фестивале «Истоки» вместе с Марией . Мероприятие посвящено народному творчеству и фольклору. Здесь собрались творческие коллективы и музыканты из разных уголков Карелии, чтобы выступить и поделиться частью культуры своих предков.

 

Я на сцене! Зрители не отрывают от меня глаз. А я красуюсь, переливаясь золотом моего деревянного корпуса и серебром двенадцати струн! Я с придыханием жду прикосновений пальцев Маши, чтобы каждого зрителя в зале заворожила магия музыки кантеле и унесла в волшебный мир рунопевца Вяйнемёйнена.

 

Пока все увлечены моими распевами, я расскажу немного о себе.

 

Я и мои собратья давно живем на карельских и финских землях. Местные жители чтут и хранят традиции, поэтому сейчас я могу с удовольствием вести свой рассказ. На севере Карелии, в Калевале, есть много мастеров, которые умеют создавать кантеле и рождать первые звуки из струн народного инструмента. У нас даже есть свой дом в Петрозаводске – «Дом кантеле». Его организовал творческий человек, этнограф Виктор Пантелеймонович Гудков еще в 30-х годах двадцатого столетия. Здесь очень теплая и уютная атмосфера. Моим именем здесь называется целый ансамбль – «Кантеле». Творческие люди играют на народных инструментах, поют на вепсском, финском, карельском, русском языках, танцуют, создают музыку и несут ее простым людям!

 

Маша играет последнюю репризу. Моя мелодия унесла зрителей во времена, когда кантеле украшало быт и жизнь народов Севера. Как здорово, что современные люди не потеряли интерес к своей истории. Вы только посмотрите: костюмы, которые завораживают яркими красками, сдержанной красотой и загадками вышитых узоров, язык… - звучит язык карелов-людиков и ливвиков, он, словно, родной для каждого и совсем не трудный. Я в восхищении! Спустя столько лет мои истоки не забыты!

 

Анна Ульбакова, 3 курс

 

Das Bleistift. (монолог простого карандаша)

 

Ich немецкий карандаш, но не простой. Меня сделали на deutsche заводе специально для Бундестага. Я не как все. На мне напечатан герб Великой Германии. Я всегда горжусь этим. Меня долго держали запакованным. В коробке темно. Моего шестигранного идеального тела, покрашенного в строгий серый цвет, совсем не было видно. Aber сегодня прочный футляр откроют. Уже скоро мной будут творить судьбу целого государства! Приятная родная речь пробуждает во мне патриотизм. Я доволен ролью, отведенной мне. Погодите, таких слов нет в немецком sprache!

 

Это, должно быть, русские, но что 9 мая в Берлине делают русские? У них же День Победы. Почему меня взял один из них!? Я стал подарком для туристов? А как же моё великое предназначение!? Я должен был влиять на судьбу одного из сильнейших государств! Теперь же мои новые владельцы даже не проверят, пишет ли мой уже сувенирный грифель. Подумать только, я никогда не почувствую вкус бумаги!

 

А, это художники из Петрозаводска. И они уже рисуют мной здесь и сейчас, в Берлине 9 мая.

 

Николай Раевский, 3 курс

 

История простого карандаша.

 

Я - обычный простой карандаш. Но обычный ли и такой уж простой?

 

Моя история началась очень давно, я побывал в разных местах, помню много историй, я сам создавал свои истории. Я творил Историю.В руках у поэтов и писателей, у художников и журналистов. У солдат, во время передышки в бою, я писал письмо родным на клочке бумаги. Наравне с оружием и флагом я брал города.

 

Вот и мой брат побывал в Берлине на самом куполе Рейхстага.

 

Сегодня, в мирное время, когда отгремели взрывы и погас огонь войны, я в руках у юных художников, которые напишут свою историю и подарят карандаш Победы ветеранам, воинам-героям, победившим в Великой отечественной войне, как сувенир и как Великую память. Пусть истории простого карандаша будут светлыми и мирными во все времена!

 

Аэлита Высоцкая, преподаватель

 

«Музыкальное путешествие от А до Я»

 

А и Б сидели на трубе… Привет! Да, действительно, сейчас мы сидим на трубе и болтаем ножками! Давайте, знакомиться. Я – буква А, а рядом со мной моя лучшая подружка Б. А сидим мы не на водосточной трубе, как многие могли бы подумать, а на музыкальном инструменте! Почему? Все потому, что мы незаменимые участницы школьного проекта «Музыкальное путешествие от А до Я». Наш клуб путешественников возглавляет Константинова Наталья Михайловна – педагог по классу фортепиано Петрозаводской школы искусств им. М.А. Балакирева.

 

Мы готовимся к выступлению: в сорокаминутной программе концерта ребятам младших классов общеобразовательной школы будут рассказывать о музыкальных терминах и знакомить с произведениями великих композиторов, которые начинаются на букву «А». Здесь маленькие феи, помощницы Натальи Константиновны, сыграют Ансамбль, мышонок исполнит Арию, а зайчонок сыграет на Аккордеоне – будет интересно!

 

Приходите к нам, будем знакомиться с миром искусства, общаться! Возможно, ваше первое путешествие увлечет вас, и вы, выбрав инструмент, станете одним из проводников в мир музыки! Уже в следующем путешествии нас ждут Балалайка, Басовый ключ, Баритон… С буквами не заскучаешь!

 

Анна Ульбакова, 3 курс

 

"Посвящение в удивительный мир науки"

 

Юные журналисты из Петрозаводской ДШИ имени М.А.Балакирева в октябре 2015 года отправились покорять Москву. В один из дней увлекательнейшей программы они посетили ежегодный научный фестиваль "Nauka 0+"

 

Каждому мероприятие запомнилось по- своему. Одному - невероятными открытиями в области техники, другому - увлекательными мастер-классами, третьему - интереснейшими лекциями профессоров Московского государственного университета.

 

Для меня самым ярким воспоминанием с фестиваля была и остается прямая трансляция с учеными-полярниками станции "Восток". У каждого из нас была реальная возможность задать интересующий вопрос участнику экспедиции. Мы очень много узнали о жизни людей на станции.

 

Например, в команде никогда не было ни одной женщины. Живут полярники там 3 месяца, потом меняются. Дольше прожить там было бы тяжело. Домашних животных у них нет, а вот комнатные растения разрешены. Ежедневно ученые отслеживают изменения в климате, измеряют температуру и влажность.

 

В аудитории по этому поводу собралось около 100 человек, но всем было хорошо видно и слышно, потому что зал замер в оцепенении. Поговорить с настоящим участником экспедиции, который сейчас живет на плярной станции на Севере, невероятно, пугающе и завораживающе...

 

Мизинкова Алина, 2 курс

 

«Дуракам везёт»

«Гусь! Куда делся гусь?»

«Кто-нибудь видел мой костюм? Он тут лежал…»

«Нет, не так. Попробуй удивиться более правдоподобно!»

«Жил да был на свете человек, у которого было три сына…»

«Гуся никто не видел?!»

«Спектакль начнётся через пять минут! Все готовы?»

«… самого младшего сына звали…»

«Господи, да дайте же мне гуся!»

 

Такого рода реплики летают за кулисами актового зала ДШИ им.М.А. Балакирева. Кто-то отчаянно ищет неимоверно важный реквизит, который как назло куда-то запропастился. Костюмеры и гримёры сбиваются с ног, внося в образы актёров последние штрихи, третьи же всеми силами пытаются вжиться в роль и повторить особенно сложный отрывок текста (это вообще возможно в таком предпремьерном хаосе?).

 

Обо всём этом и не задумывается зритель, сидящий в зале. Он смотрит на сцену, где идёт действо, захватывающее его целиком и полностью. Он не видит армии людей, обеспечивающих это самое действо. Он видит не актёров, а их образы, не художников, а лишь декорации, нарисованные ими, не музыкантов, а только музыкальное сопровождение, не хористов, а слышит музыку. Тяжёлый занавес кулис не пропускает ни малейшей части постановочного процесса. На сцене всегда софиты, музыка, яркие декорации, игра… Но вернёмся к происходящему на сцене.

 

На этот раз вниманию зрителя предлагается постановка известной сказки братьев Гримм «Золотой гусь». Эта сказка передаёт нам историю парня по имени Дурень. Весьма красноречивое имечко, не так ли? Но мы то с вами знаем, что дуракам везёт. Повезло и нашему герою. За то, что он пожалел одного старичка, тот подарил ему волшебного золотого гуся. В общем, преодолев все препятствия, он женился на прекрасной королевне. Не так плохо для Дурня, если подумать. Мораль сей басни такова – главное иметь доброе сердце и открытую душу, а остальное приложится.

 

Актёры выходят на финальный поклон, буквально утопая в аплодисментах довольных зрителей. Спектакль удался на славу. Наталья Ивановна Черная довольна. Ещё одно удачное выступление упало в копилку театрального коллектива «Тип-Топ» ДШИ им.М.А. Балакирева. Занавес.

 

Ульяна Савоськина, 1 курс

 

Монолог от первого лица

"Счастливые воспоминания" (рояль)

 

Ох! Ох! Ох! Ох уж эти пальчики. Пальчики, пальчики. Девочки, мальчики. Что-то уже на полчаса задерживаются. А петь-то уже так хочется. Хотя последнее время я что-то подохрип. Все-таки годы потихоньку берут свое. Да и расстраиваться я как-то стал быстрее. Ох, ох, ох. Хоть кто-нибудь бы уже пришёл. А то стоишь тут, стоишь. Так и испортиться можно.

 

А ведь были времена: я молодой, блестящий, голос у меня глубокой, зычный. И кто на мне только не играл. Хотя, на первых порах ко мне начинающих не подпускали. Берегли. Чайковский, Бетховен, Бах, Шопен, Шуберт! Какие руки! Какие исполнители! Как мы с ними вместе звучали. На нас собирались полные залы, и мы звучали, звучали, звучали. А потом были аплодисменты и цветы. Их вечно клали на меня. Порой я стоял заваленный ими полностью. И вновь звучал, звучал, звучал...

 

Елена Лунина, 3 курс

 

Школа искусств во Всемирной паутине

 

Время не стоит на месте, и технологии с каждым днем делают огромные скачки вперед. 25 лет назад школы не были оснащены компьютерами, и существование школьного сайта не являлось необходимостью. Однако сейчас о школьных событиях и новостях мы узнаем именно оттуда.

 

Сайт Детской школы искусств самостоятельно существует с 2007 года (до этого он создавался совместно с Петрозаводским государственным университетом и зависел от него). У истоков школьного информационного ресурса стоят Милена Олеговна Бренц, Владимир Михайлович Косырев и Валерия Олеговна Шеляпина – концертмейстер и преподаватель по фортепиано.

 

На диске, хранящемся у Валерии Олеговны и предоставленном для школьного музея, располагается макет сайта. Ныне он усовершенствован, обладает удобным интерфейсом и освещает новости школы.

 

За 10 лет существования сайт развивался, менялись рубрики. Так, например, сейчас мы не найдем образовательной рубрики, которая рассказывала об истории музыкальных инструментов.

 

Сейчас сайт стал наиболее комфортным для использования. Помимо регулярной работы – новости обновляются раз в 2-3 дня, наличия огромного числа фотографий с событий, где принимает участие школа, и интервью с учителями, веб-страница оптимизирована для людей с ограниченными способностями – присутствует версия сайта для слабовидящих.

 

Валерия Олеговна обращает внимание на просьбы и замечания посетителей сайта и неустанно его модернизирует. Благодаря стараниям педагогов, не только ученики Школы искусств, но и сайт становится победителем различных конкурсов.

 

Игнатьева Варвара, 1 курс

 

Спасём домру и русскую культуру!

 

Каждое утро мы просыпаемся под звон будильника американского айфона, собранного в Китае, завтракаем французскими круассанами, запивая их индийским чаем, застёгиваем на запястье левой руки швейцарские часы и, облачившись в трендовые вещи от Versace или Dolce&Gabbana, выходим из дома, построенного армянами, на улицу, забитую японскими и немецкими иномарками. Это, кажется, называется русской культурой?

 

А как же обстоят дела с русской музыкой? Давайте-ка вспомним исконно русские музыкальные инструменты, которые и по сей день пользуются популярностью. Рожок, балалайка, домра? А, может, гусли? Эти инструменты совершенно незаслуженно забыты, вытеснены гитарами, скрипками, альтами, трубами, саксофонами и прочими иностранными инструментами. Проведём некую черту: машины у нас из-за границы, одежда оттуда же, музыкальных инструментов своих раз-два и обчёлся, музыка в наушниках и та зарубежная. Да… Что тут скажешь? Исправлять надо ситуацию! Я не призываю возвращаться к древнерусским порядкам и в момент обращать Интернет во всезнающий короб, квартиру в избу, автомобили в самоходы, а гастарбайтеров сразу отправлять обратно. Вовсе нет, но важно помнить и чтить традиции своего народа хотя бы в небольших количествах. Вот и начнём спасать русскую культуру с малого. Взять хотя бы домру. Красивейший по звучанию музыкальный инструмент, производящий на свет завораживающие мелодии. И частенько ли вам доводилось слышать эти самые мелодии? А, может, вам доводилось видеть домриста? Как вообще выглядит домра? Уже захотелось узнать её поближе? Такую возможность может предоставить Музей школы искусств, который на данный момент находится «в активном поиске» действительно интересных и необычных экспонатов. На выставке можно поместить настоящую домру, игру на которой некогда преподавала детям Татьяна Викторовна Верещагина, работающая в школе «всю сознательную жизнь», уже 20 лет. Именно она предложила разместить «домрочку» в школьном музее, правда, временно, ведь по её словам «Инструменты должны играть, а не пылиться на полке в музее».

 

Так что же всё-таки такое домра? Домра – это русский народный трёхструнный музыкальный инструмент с овальным корпусом. Сложновато? Переведём на простой язык: фигурально выражаясь, домра - круглая балалайка. Круглая балалайка с многовековой историей. Круглая балалайка, которая может составить серьёзную конкуренцию гитаре. Круглая балалайка, нуждающаяся в нашей помощи. Ничего сверхъестественного, в общем-то, и не требуется, и деньги «на лечение» мы собирать тоже не собираемся. Всё, что нужно – это интерес к культуре своей страны, к музыке, совсем немного свободного времени и желание узнать что-то новое. А что? Вы думали, вымирают только Амурские тигры? Как бы не так!

 

Ульяна Савоськина, 1курс

 

Когда вещи бросаются в пляс.

 

Кто-то ещё сомневается, что в музее школы искусств нечего показать!? После разговора с хореографом Степановой Ириной Ивановной эти сомнения развеиваются. Ведь не может учебное заведение с такой интересной историей, берущей свое начало с прошлого века, не иметь возможности что-то рассказать о своём прошлом.

 

Юные танцоры участвовали во многих серьезных российский и международных мероприятиях: "Онежская волна", "Танцевальный марафон", "Поющее дерево". Они занимали престижные места, добивались успеха!

 

С тех времен остались их наряды: пачки, красивые платья, джазовки, кокошники, пуанты. Всё это можно представить на обозрение. Ученики захотят посмотреть и видеозаписи тех времен, на которых, возможно, увидят знакомых. Например, учителей, одноклассников.

 

Вот увидите, наш музей будет пользоваться популярностью!

 

Николай Раевский, 3 курс

Шляпа и палочка волшебника

 

Детская музыкальная филармонии «От А до Я»

 

Есть много вещей, влезающих в стеллаж, но очень мало тех, которым там будет самое место. Такая ироничная мысль появляется, когда думаешь, что показывать в музее школы искусств имени М. А. Балакирева. Нужно понимать: большая часть посетителей будут ученики и родители этого учебного заведения. Им в первую очередь интересно, чем занимались их предшественники, чего добились.

 

Мы это и покажем! На стены повесим фото и дипломы выпускников. Придутся кстати и автографы самых известных из них. В витринах на долгое время займут своё место предметы их учебных будней. Например, шляпа и палочка волшебника из "Музыкальной шкатулки". Музей станет богат на экспонаты.

 

Приходите, вам всегда в музее будут рады!

 

Николай Раевский, 3 курс

 

Первая хоровая победа

 

Небольшая куколка стала своего рода талисманом преподавателя хоровых дисциплин и заместителя директора по методической работе Петрозаводской ДШИ им. М.А. Балакирева Ирины Викторовны Кошкиной. Эта кукла – подарок, полученный после первого победного выступления ее хорового коллектива «Вдохновение» на республиканском конкурсе в 2000 году.

 

Коллектив Ирины Викторовны всегда славился высоким уровнем исполнения. Зрители отмечали, как эмоционально юные хористы исполняли произведения. За 20 лет работы с хором Ирина Кошкина привела своих подопечных ко многим наградам и победам. Ребята записывали свои диски, выступали в городах России, посещали и Европу. Самым успешным выездом Ирина Викторовна считает конкурс в Чехии в 2004 году.

 

У хора «Вдохновение» большой репертуар. Ребята выступают как в балакиревской школе, так и на выездных площадках города и России.

 

Ирина Викторовна считает самой важной частью работы педагога дополнительного образования развитие творческого потенциала учащихся. На каждом выступлении яркий коллектив школы Балакирева раскрывается перед зрителями – дарит им незабываемые впечатления, после которых зрительский зал взрывается аплодисментами. И в этом, безусловно, есть заслуга замечательного человека – Ирины Викторовны Кошкиной, ныне завуча по методической работе школы искусств.

 

Нина Скороходова, 1 курс

 

Чернильница.

 

Если вы сейчас спросите у ребенка про значение слова «чернильница», то услышите много интересных вариантов или долгое ммммм или «А такое слово существует?». Но правильного ответа, скорей всего, вы так и не дождетесь. Начиная с двадцатого века чернила и перья, которые использовал каждый человек для письма постепенно ушли из обихода, сменившись шариковой ручкой, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь. Таким образом, новые технологии и изобретения вытеснили чернильницу из обихода и лексикона.

 

Запись информации зародилась давным-давно, и прошла все этапы письменности от смеси пережженных дров и угля до современных ноутбуков и планшетов. Естественно, чернила оставили свой след на страницах газет. Людям, связанным с профессией журналист, приходилось много писать. Всякий раз, садясь писать очередную статью, журналист раздражался, а причиной раздражения были кляксы и пятна от чернил. Более того, чернильные пятна оставались на руках, которые трудно отмывались. Все это приносило жуткие неудобства. Поэтому Ласло Биро, журналист, обратил внимание на то, что чернила, которые применяются для печатания газет, имеют несколько преимуществ, которыми не наделены обычные чернила. Во-первых они имеют свойство быстро сохнуть, а, во–вторых , они практически не оставляют неприятных клякс и не пачкают кисти рук. Чуть позже, он вместе со своим братом — химиком изобрели особенные чернила для шариковой ручки. Таким образом, Венгерский журналист Ласло Биро – стал автором и изобретателем шариковой ручки.

 

В нашей семье сохранилась удивительная, необычная и очень красивая чернильница. Она фарфоровая, в форме двух медвежат, сидящих на поляне около пня с большой тарелкой варенья и ложками. Пенек выполняет роль самой чернильницы, в который наливались чернила. Этой вещью пользовалась моя бабушка, когда училась в школе. Чернильницой давно никто не пользуется, но мы храним ее как семейную реликвию.

 

Интересно узнать, чем будет пользоваться журналист в будущем, и, может, через годы шариковая ручка выйдет из обихода, а на ее смену войдет новый многофункциональный гаджет.

 

Фомина Мария, 2 курс

 

Энциклопедия «Одаренные дети России»

 

В этом году Петрозаводской детской школе искусств имени Милия Алексеевича Балакирева исполняется 25 лет. В честь юбилея ученики и преподаватели выразили желание создать школьный музей. На недавнем занятии учащихся отделения журналистики библиотекарь Тамара Романовна Анисимова рассказала о самых интересных, на ее взгляд, предметах, которые есть в библиотеке и архиве школы.

 

Гордостью считается энциклопедия «Одаренные дети России», куда вошли учащиеся и педагоги нашей школы искусств. Уникальной реликвией служат и первые журнальчики, выпущенные учащимися отделения журналистики еще в далеком 1994 году. «Ювентус» стал стартом для молодых журналистов, где они публиковали свои статьи, отчеты и небольшие зарисовки.

 

Так как в школе занимается множество инструментальных и хоровых коллективов, в библиотеке можно встретить большое количество подписных изданий о музыке и ноты, бесценные материалы которых можно использовать в качестве основы для красочных и «живых» описаний экспонатов Петрозаводской детской школы искусств.

 

Нина Скороходова, 1 курс

 

«Ювентус»

 

Перед вами сохранившийся выпущенный учениками отделения журналистики в 1994 году журнал «Ювентус». Именно благодаря этому изданию ученикам и работникам школы удалось узнать точный год основания отделения журналистики – 1991.

 

Журнал формата А 5 состоял из двух частей. Первая была создана для размещения копий опубликованных заметок юных журналистов в « Молодежной газете». Вторая часть носила литературно-творческий характер. Юные журналисты размещали на страницах свои стихи, рассказы и даже сценарии. Одним из юных журналистов 1992 года был Иван Гусев, который сейчас работает редактором газеты «Губернiя». Отметим, что почти все ученики, печатавшие свои публикации в «Ювентусе», и по сей день не забывают о любимом занятии- многие стали корреспондентами.

 

«Ювентус» стал настоящим стартом для будущих журналистов. Ребята имели уникальную возможность на себе ощутить - что значит выпускать журнал на постоянной основе. Небольшие зарисовки двадцатилетней давности и сейчас интересны ученикам детской школы искусств.

 

Журналы «Ювентус» находятся в открытом доступе в библиотеке, где о них, как о школьном достоянии, с удовольствием расскажет библиотекарь Тамара Романовна Анисимова.

 

Скороходова Нина, 1 курс

 

Монолог знамени школы искусств

 

Снова этот надоедающий треск флуоресцентных ламп! Каждый день одно и то же, неужели им ни капли не надоедает? Каждое утро я слышу, как поворачивается ключ в замочной скважине. Ничего хорошего это не предвещает. Вот. Сейчас опять начнется.

 

Беготня, крики, снующие туда-сюда дети. Вы вот скажете: «Откуда у тебя, товарищ, глаза и уши взялись, ты ведь всего лишь знамя». А я вам, знаете, что отвечу? За пять лет и не такое случается.

 

Хорошо помню тот день, когда меня водрузили сюда, прямо у стены. Я сначала, конечно, совсем не обрадовался. Не очень-то приятно, когда тебя постоянно тискают и рассматривают. «Товарищи по цеху» смотрели на меня с сочувствием и пониманием, мол, да, друг, и мы через это проходили.

 

Первое время, думал, не выдержу, больно уж невежливо со мной поступают, а сейчас… Хорошо здесь все-таки. Дом, как-никак.

 

Стою я в этом зале уже пять лет. Постоянно здесь снуют туда-сюда мальчишки и девчонки, юноши и девушки, в спешке проходят женщины и мужчины – педагоги и творцы Детской школы искусств им. М. А. Балакирева.

 

Ни минуты покоя! Только ранним утром и поздним вечером можно насладиться чарующей тишиной, а затем снова начинается суета – мелькают улыбающиеся лица ребят: кто-то несет с собой гитару в чехле, кто-то чешки и танцевальный костюм, а кто-то кисти и краски. Малыши так и норовят попрыгать и поиграть, но знаете, все равно они серьезны не по годам – будущая гордость школы, начинающие музыканты, хореографы, художники и журналисты – мастера своего дела.

 

В преддверии юбилея Школы искусств, здесь особенно оживленно, воздух здесь пропитан воодушевлением, но вместе с тем небольшим напряжением – ребята старательно готовятся к праздничному концерту, порой здесь даже репетиции проходят. Пару дней назад я лицезрел, какой каламбур, я же всего лишь знамя! Как бы ни так. Пару дней назад я лицезрел прямо перед своим носом необычное сочетание в исполнении музыки, двумя, казалось бы, совершенно несовместимыми коллективами: фольклорного «Весложет» и эстрадного. Совершенно незабываемое исполнение, взмахивающие руками преподаватели и улыбающиеся ученики. Довольные. Конечно, столько трудились.

 

К слову о труде. Давно восхищаюсь нашими художниками. Тихонько сидят в небольшом кабинете, а вот какие шедевры творят! Недавно открылась выставка, напрямую связанная с годом Кино. Не сомневайтесь, я в курсе всех событий. И зуб даю, работы очень хороши. Ученики третьего класса Художественного отделения под руководством Высоцкой Аэлиты Валентиновны потрудились на славу. Столько знакомых сюжетов – «Хоббит», фильмы о Чарли Чаплине, «Человек-амфибия», «Белый Бим Черное ухо», однако видение у каждого свое, новаторское.

 

Юные журналисты берут интервью у учеников и педагогов школы и узнают, что же балакиревцы хотят ей пожелать.

 

Тимофей Сикачев, 9 лет, художественное отделение: «Желаю школе счастья и добра, побед в конкурсах и фестивалях, чтобы сама школа была больше и красивее».

 

Рахова Галина Юрьевна, преподаватель художественного отделения: «Учениками художественного отделения, в качестве поздравления школе, уже подготовлена юбилейная выставка, в которой принимают участие ребята различных возрастных групп. Пожелать школе, конечно, хочется обретения своего собственного дома».

 

Алькина Эльвира Анатольевна, преподаватель Хореографического отделения: «Наше отделение поздравит школу несколькими номерами, исполненными на Юбилейном концерте. Пожелать хочется, конечно, строительства нового здания и творческих побед».

 

И все-таки, диву даюсь, что каждый день, в любую погоду вижу здесь счастливые лица, слышу новые мелодии и открываю для себя будущих Кипренских, Рубенсов и Рембрандтов. И порой мне становится чуточку обидно, что я, хоть и символ школы, но всего лишь знамя.

Игнатьева Варвара, 1 курс